К 80-летию со дня рождения Андрея Тарковского

4 апреля, 2012 - 09:59 -- oxi

Андрей Тарковский – великий мастер кино

В Советской послевоенной режиссуре, не бедной на имена, Андрей Тарковский один обладал именем легендарным, принадлежал мировой элите «авторского» кино.

Его фильмы выпускали малым количеством копий, а в кинотеатры стояли длинные очереди. Одни зрители выходили бранясь, другие – счастливые и просветленные…

А. Тарковский родился 4 апреля 1932 г.  в селе Завражье Ивановской области. После окончания школы поступил в институт востоковедения, который бросил через полтора года. В 1960 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма).

Картиной «Иваново детство» Тарковский дебютировал в профессиональном кинематографе. Эту картину он доделал за режиссера, завалившего постановку. В невероятно короткие сроки, за ничтожные деньги он снял фильм, принесший ему всемирную славу. В августе 1962 г. фильм «Иваново детство» на кинофестивале в Венеции получил «Золотого льва».

После «Иванова детства» Тарковский отказывался от очень выгодных и престижных предложений, задумав снять фильм «Андрей Рублев». «В фильме мы приводим Андрея Рублева к очищению через страдание, обретению счастья в страстях, ранее отвергаемых. И это сгорание человека во имя овладевшей им идеи – и есть то главное, что я хочу выразить в своем фильме», говорил А. Тарковский.

Судьбу фильма решило партийное начальство, которому картина не понравилась – ее закрыли. Однако фильм попал за границу и участвовал во внеконкурсном показе на Каннском фестивале. Успех был сногсшибательный. Только в 1971 г. фильм был разрешен для выхода на экраны в СССР.

В 1968 г. Андрей Тарковский принес на студию заявку на экранизацию научно-фантастического романа польского писателя Станислава Лемма «Солярис». Идея фильма существенно отличалась от романа. Режиссер делает фильм о преодолении одиночества, о верности нравственному долгу, следовании ему вопреки обстоятельствам. В фильме ужас уступает место яростному сопротивлению обстоятельствам, навязанным чужой волей, страх сменяется грустью, а тотальное одиночество – стремлением найти взаимопонимание.

Фильм был выпущен на экран в 1972 г. и, как бы в компенсацию за мытарства «Андрея Рублева», сейчас же представлен на Каннский фестиваль. «Солярис» не произвел сенсации, но был встречен серьезно и почтительно.

«Зеркало» – самое полное выражение авторской личности Тарковского. Исповедальный фильм, снятый в непривычной стилистике, вне законов последовательного повествования. Эта картина автобиографическая. Вот почему так исключительно важны для ее понимания биографические факты, семейные обстоятельства, родство. Сам Тарковский говорил, что не было в его жизни фильма, который его коллеги приняли бы так по-разному: с возмущением и восхищением.

«Зеркало» получило Национальную премию Италии как лучший иностранный фильм года.

Все ранние фильмы Тарковского, столь не схожие по материалу, фабуле, жанру, объединены общими изобразительными мотивами, символами и талисманами.

Три поздних его фильма – «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение» – хотя и снятые в разных странах, в разных производственных и житейских обстоятельствах, тем не менее составляют своего рода трилогию.

«Сталкер» по братьям Стругацким утвердил особый тип фильма А. Тарковского с его медленным ритмом, минимумом монтажа, изображением насыщенным смыслом с равноправием яви и наваждения, со «своими» актерами и композитором (Эдуард Артемьев), со «своим» климатом, напоенным дождями и водами – со всем, что составляет «фирменный знак» кино Андрея Тарковского.

«Сталкер» приносит режиссеру европейское признание с атрибутами культа. Он перестает казаться «непонятным».

В 1982 г. Андрей Тарковский уехал в Италию, чтобы снять фильм «Ностальгия». В 1984 г. Тарковский принял тяжелое решение: стал невозвращенцем. Так ностальгия стала реальностью… Единственный раз режиссер подчеркнул заглавием картины, что предметом изображения в ней будет состояние души.

Последняя его картина «Жертвоприношение» вся соткана из страдания. В ней подведены все итоги. Другой картины, где художник выражал бы себя с такой трагической глубиной, наверное нет.
Кино для Андрея Тарковского было формой и смыслом существования. Каждый его фильм оплачен кровью сердца.

Семь фильмов – много это или мало? Для зрителя, кто настроен на волну режиссера, семь фильмов Тарковского – это мир.

Более подробную информацию о жизни и творчестве Андрея Тарковского можно получить, познакомившись с выставкой «Судьба и фильмы Андрея Тарковского», оформленной в отделе литературы по искусству к 80-летию со дня рождения режиссера.

Выставка действует с 03.04 по17.04.