Почитаем? Почитаем!

16 октября, 2020 - 16:12 -- admin

Друзья, по пятницам мы знакомим вас с книгами разных жанров из фонда отдела обслуживания. Возможно, именно рекомендуемые нами книги вы захотите прочитать.

Коллективная монография учёных Амурского государственного университета «Эвенки Приамурья: оленная тропа истории и культуры» освещает прошлое и современное состояние культуры эвенков, проживающих на территории Амурской области.

Авторы книги несколько лет изучали архивы, ездили на эвенкийские стойбища, общались с открытыми душой и сердцем эвенками, носителями памяти и традиции, хранителями самобытного таёжного образа жизни. Поэтому в книге есть главы не только о быте, но и о таёжной этике, языке, кухне и многом другом.

Издание включает воспоминания и свидетельства амурских эвенков, архивные материалы, фрагменты, посвящённой эвенкам художественной литературы, фотодокументы из семейных архивов жителей эвенкийских сёл.

Цитаты из книги

«Приамурье издавна населено эвенками-орочонами – оленными эвенками. Примечательно, что именно эвенки – тунгусы, как их прежде называли – открыли русскому дорогу на Амур: в 1638 году эвенкийский шаман Томкони на реке Алдан рассказал томским казакам во главе с атаманом Дмитрием Копыловым, что на юге, за Становым хребтом, течёт большая богатая река… С тех пор уже более трёх с половиной столетий история эвенков на Амуре тесно связана с Россией и народами, её населяющими»

«До сих пор сильны в эвенкийской культуре традиции, связанные с культом медведя. Например, медведя нельзя изображать. Шкуру медведя запрещено использовать для кумалана и одежды, по ней нельзя ходить, особенно женщине. Медвежью шкуру желательно не трясти, иначе будет плохая погода: зимой – пурга, летом – дождь с ветром. Эвенки зашивают в шкуре глазные отверстия и пасть, чтобы убитый медведь ничего не видел и не нападал на человека. Принято использовать шкуру только в качестве настенного ковра»

«Многие сюжеты эвенкийского фольклора тесно связаны с древними изображениями, нарисованными на скалах – петроглифами. Часть этих рисунков созданы предками современных эвенков, другие наскальные композиции созданы их предшественниками задолго до расселения на просторах дальневосточной тайги эвенкийских родов. Позднее образы наскальной живописи были восприняты эвенками, мифологически переосмыслены и включены в состав эвенкийской культуры».

Комментировать