К 560-летию Леонардо да Винчи
В библиотеке открылась книжная выставка, посвященная 560-летию Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи – итальянский живописец, скульптор, архитектор, музыкант, ученый, инженер эпохи Высокого Возрождения.
Универсальный гений, оставивший след во всех областях знаний, он в наивысшей степени воплощал в себе ренессансный идеал человека. Наряду с Рафаэлем и Микеланджело является центральной фигурой в искусстве европейского Ренессанса.
Родился в 1452 году недалеко от Флоренции в небольшом тосканском городе Винчи. Внебрачный сын нотариуса съера Пьеро, был воспитан отцом и мачехой. В 1469 году отец переехал во Флоренцию, где отдал сына в мастерскую художника Верроккьо. Здесь, кроме занятий живописью и рисунком, Леонардо увлекся точными науками, без знаний которых в ту пору не мыслилось изобразительное творчество. В мастерской Верроккьо он оставался до 1479 года.
Из ранних работ художника известны написанные им фигура ангела в картине Верроккьо «Крещение Христа», а также полотно «Благовещение» (около 1474 г., обе находятся в Галерее Уффици во Флоренции). К этому же периоду относятся «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа», 1470-е го-ды, находится в Эрмитаже, Санкт-Петербург), «Святой Иероним» (1481 г., Ватикан, Пинакотека).
В1482 году Леонардо покинул Флоренцию и отправился в Милан, где поступил на службу к правителю города Лодовико Моро в качестве военного инженера, архитектора, живописца и скульптора. Именно тогда Леонардо получает известность как ученый, философ и исследователь. Круг его интересов обширен: техника обработки металла, проектирование гидросооружений, анатомия и попытки создания летательного аппарата. При этом Леонардо продолжает осваивать реалистические принципы рисунка, изучает живую натуру в движении, разнообразие жестов и мимики отдельных людей.
Среди живописных произведений этого периода особое место принадлежит картинам «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта», 1478–1480 гг., Санкт-Петербург, Эрмитаж) и «Мадонна в гроте» (1483–1494 гг., Париж, Лувр.). В этих картинах воплотилось ренессансное представление об идеальном человеке, о красоте материнства, о гармонии человека с природой. Самое известное произведение миланского периода – «Тайная вечеря» фреска в трапезной монастыря Санта Мария деле Грацие (1495–1497 гг.). Эта роспись сохранилась в сильно поврежденном виде.
Последние годы жизни Леонардо представляли собой череду мучительных скитаний. Вторжение французов, хозяйственная разруха, постоянные конфликты внутри страны – все это заставило мастера переезжать из города в город в поисках лучших условий для творчества.
В период скитаний Леонардо был лишен возможности плодотворно работать, однако все же создал ряд первоклассных произведений, среди которых можно назвать роспись для зала Большого Совета в палаццо Веккьо во Флоренции. Эта фреска, изображающая битву флорентийцев с ломбардскими войсками («Битва при Ангъяри», 1503–1506 гг.) дошла до нас лишь в копиях и ряде рисунков, выполненных самим художником.
В 1503 году Леонардо пишет знаменитый портрет Моны Лизы («Джоконда», Париж, Лувр), олицетворивший собой идеальную личность в традициях Возрождения. К самым поздним работам художника относятся две картины: «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» и «Иоанн Кре-ститель» (обе – 1508– 1512 гг., находятся в Лувре, Париж). В них великий мастер вновь и вновь утверждает идейные принципы ренессансной школы живописи.
Побывав во Флоренции и Романье, посетив Милан и Рим, художник завершил странствие во Франции, куда в 1516 году его пригласил король Франциск I. Во Франции художник и окончил свой жизненный путь.
Леонардо оставил после себя множество рисунков – от набросков до вполне завершенных картин.
В своем теоретическом «Трактате о живописи» Леонардо изложил учение о линейной и воздушной перспективе, о светотени, о пропорциях и о способах изображения разных по своей материальной природе вещей.
Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследова-ния оказали огромное воздействие на последующие поколения художни-ков.
Друзья! С литературой о жизни и творчестве Леонардо да Винчи можно познакомиться в отделе литературы по искусству, где организована книжная выставка «Титан эпохи Возрождения», посвященная 560-летию великого художника.
На выставке представлены книги и периодические издания из фонда Амурской областной научной библиотеки.